о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    УДМУРТЫ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Удмурты.

Автоэтноним (самоназвание).

Утморт, укморт, урдмурт.

Другие этнонимы

Аряны, арские люди, вотяки в русских письменных источниках 15-16 вв.

Территория расселения

Большая часть удмуртов проживает в Республике Удмуртия, где по переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 497 тыс.чел (30,9% населения). Удмурты живут также в Татарии (25 тыс.чел.), Башкирии (24 тыс.чел.), Марийской Республике (2,5 тыс.чел.), а также Пермской (33 тыс.чел.), Кировской (28 тыс.чел.), Свердловской (24 тыс.чел.) и других областях РФ.

Численность

Численность удмуртов на 1719 г. оценивалась в 48 тыс.чел., по переписи населения России 1897 г. она составляла 420 тыс. чел., по переписям населения СССР:
1926 г. – 504 тыс.чел.,
1937 г. – 568 тыс.,
1939 г. – 606 тыс.,
1959 г. – 625 тыс.чел.,
1970 г. – 704 тыс.чел.,
1979 г. – 714 тыс.чел.,
1989 г. – 747 тыс.чел.,
из них в РФ – 715 тыс.чел.

Этнические и этнографические группы

Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бессермяне, они имеют некоторые особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Удмурты — европеоиды с некоторыми признаками монголоидности, их антропологический тип определяется как субуральский.

Язык

Удмуртский язык относится к финно-угорской группе урало-юкагирской языковой семьи.

В удмуртском языке выделяется несколько диалектов – северный, южный, бессермянский и срединные говоры. 69,6 % удмуртов считает родным свой национальный язык.

Письменность

Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы.

Религия

Большинство верующих удмуртов – православные, но значительная часть придерживается традиционных верований, на религиозные воззрения бессермян и населения пограничных с Татарией и Башкирией районов оказал влияние ислам.

Этногенез и этническая история

Удмурты – потомки автохтонного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской археологической культурой (8-3 вв. до н.э.). Как считается некоторыми исследователями, ее памятники принадлежали представителям еще не распавшейся финно-пермской общности. От ананьинской линию этногенеза удмуртов исследователи проводят через пьяноборскую, поломскую и азелинскую культуры к чепецкой (9-15 вв.), носителями которой были уже собственно удмурты. Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах встречается у арабского автора 12 в. Абу-Хамида ал-Гарнати. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 в. под названием арян, арских людей, а также вотяков (отяков), до этого видимо они входили в собирательное название "пермь". Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 г. в работе русского ученого Н.П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце 15 в., а южные – в сер.16 в. после присоединения Казанского ханства. В 1920 г. была создана Вотская автономная область. В 1932 г. она переименовывается в Удмуртскую АО, которая в 1934 г. была преобразована в автономную республику, с 1991 г. ее название – Удмуртская Республика.

Хозяйство

Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна была комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху и др., из технических – коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры – капуста, огурцы, редька и др. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу и других животных, рыболовство, пчеловодство, промыслы, связанные с лесом – заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, такие ремесла как прядение и ткачество, кожевенное, кузнечное дело и др.

Традиционные поселения и жилища

Для сельских поселений удмуртов сначала была характерна кучевая планировка, со 2-й пол.19 в. – уличная. Размеры их были обычно невелики – несколько десятков дворов. В поселениях находились постройки общественного назначения – святилища, зерновые склады, гумна, колодцы, большую часть территории занимали семейные усадьбы. Родственные группы занимали отдельные улицы или концы деревни. Выделялось два типа застройки усадьбы - П-образная в северных районах и свободная – в южных. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. Зажиточные семьи жили в домах-пятистенках с зимней и летней половинами или двухэтажных домах с кирпичным низом. Печь была глинобитной с вмазанным или подвешенным котлом, по диагонали от нее располагался красный угол, где ставили стол. Летом переселялись в неотапливаемую одно- или двухэтажную клеть (кенос, чум) с галереей, там выделялись помещения для семейных пар. Во дворе была культовая постройка для семейных молений (куа, куала), которая служила и летней кухней. Она имела небольшие размеры, двухскатную крышу и земляной пол, окна и потолок отсутствовали. В центре находился очаг с котлом над ним, дым выходил в щель между скатами крыши. В постройке была полочка, на которую складывали кости и перья жертвенных животных и птиц. В состав дворовых построек входили также хлева, сараи, навесы для хозяйственного инвентаря, погреб и т.д.

Традиционная одежда

Удмуртская одежда шилась в основном из холста, сукна и овчины, до начала 20 в. почти вся она была домашнего производства. В ней выделяется два варианта – северный и южный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи одевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этой одежды женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение – платки, шапочки, повязки и др. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет и т.п. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

Пища

В традиционном питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства – кислый подовый хлеб, который раньше пекли обычно из ячменной муки с добавлением различных суррогатов, другие хлебные изделия – блины, блины, лепешки, пресные ватрушки, пироги, пельмени. Разнообразны были супы, например, шид – похлебка с крупой и горохом, каши, напитки – квасы, пиво, медовуха. Мясо употреблялось в качестве приправы, после забоя скота делали кровяную колбасу. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты. Среди напитков надо отметить щербет – воду, подслащенную медом, сур – домашнее пиво.

Социальные отношения

До начала 20 в. общественной жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет – кенеш. Существовали как большие (до 50 человек), так и малые семьи, и наряду с ними гнезда родственных семей (боляк, иськавын), которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов – воршуды. Названия воршудов часто совпадали с названиями птиц и других живых существ, что обычно объясняется тотемистическими представлениями. Каждый род имел свою куалу, где совершались моления, роды имели тамги – знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п.

Духовная культура и традиционные верования

Браки у удмуртов совершались по сватовству, но практиковалось и похищение девушки, обычно, с согласия ее родителей. Молодая после свадьбы возвращалась в дом родителей на полгода и более. Архаические верования удмуртов отразились в похоронной обрядности, например, в обычае класть различные вещи, "необходимые" покойнику на "том свете" в гроб – хлеб, соль, блины, котелок, топор, нож. Умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах, а остальных – на отдельных участках.

Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений. Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии (их хранили в куале), и божества-покровители рода или семей, входящих в него, и совокупность родовых представлений и обрядов. В то же время воршуд обозначал связанных с данным культом экзогамное объединение родственников. У удмуртов зафиксировано около 70 воршудов. Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар – бог неба, Калдысин – бог земли, Шунды-муммы – Мать солнца и др., всего их насчитывалось около 40. Инмару как положительному божеству противопоставлялся Кереметь, или Шайтан, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе большую роль играло поклонение священным рощам и деревьям. Существовало жречество, руководившее проведением обрядов.

В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями. Так, в дни зимнего солнцестояния отмечался праздник толсур с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон – праздник выноса плуга, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 в. проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря – Рождеству, Пасхе, Троице и др.

Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусства, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирелях, волынках и др.

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Библиографии

Классические работы

Смирнов И.Н. Вотяки.Историко-этнографический очерк. Казань, 1890.

Общие работы

Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Очерки этнографии удмуртов. Ижевск, 1984.

Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.

Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М.,1964.- С.472-509.

Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М.,1985.

Пименов В.В. Удмурты. Л.,1977.

Удмурты // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. - С. 347-352.

Удмурты: Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.

Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории:

Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. (Материалы к этногенезу) // Тр.Института этнографии АН СССР.Нов.сер. Т.10.М., 1951.

Богаевский П.М. Очерки религиозных представлений вотяков // Этнографическое обозрение. 4. 1890.

Климов К.М. Удмуртское народное искусство. Ижевск, 1988.

Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

Луппов П.Н. Громкое дело мултанских удмуртов (вотяков), обвинявшихся в человеческом жертвоприношении (1892-1896). Ижевск, 1925.

Проблемы этногенеза удмуртов. Устинов, 1987.

Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов: традиции и процессы обновления. Ижевск,1984.

Исследования, характеризующие отдельные региональные группы

Богаевский П.М. Очерк быта сарапульских вотяков // Сборник материалов по этнографии. Вып. 3. М.,1888.

Верещагин Гр. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губ. // Зап. Русского Географического общ-ва по отд.этнографии. Т. 14. № 3. СПб.,1889.

Верещагин Гр. Вотяки Сосновского края // Изв. Русского Географического общ-ва. Т. 20. Вып.5. СПб.,1884.

Владыкин В.Е. К вопросу об этнических группах удмуртов // Советская этнография, 1970, № 3.

Первухин Н.Г. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Вятка, 1888-1889.

Потанин Г.Н. У вотяков Елабужского уезда Вятской губернии // Изв.общ-ва археологии, истории и этнографии при Казанском у-те. 3. 1880-1882. Казань, 1884.

Публикации источников

Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Области Вотякского (Удмуртского) Народа // Сб. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 87. 1920.

Архивные источники

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova