Основные сведения
Этноним основной
Татары.
Автоэтноним (самоназвание)
Самоназвание — татар.
Другие этнонимы
Территория расселения
Основной этнической территорией поволжских татар является Республика
Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало
1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает
за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111
тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных
образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. "ближнего
зарубежья": в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел.,
на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.
Численность
Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий
вид:
1897 г. – 2228 тыс., (общая численность татар),
1926 г. – 2914 тыс. татар и 102 тыс. кряшенов,
1937 г. – 3793 тыс.,
1939 – 4314 тыс.,
1959 г. – 4968 тыс.,
1970 г. – 5931 тыс.,
1979 – 6318 тыс.чел.
Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел.,
из них в РФ - 5522 тыс.
Этнические и этнографические группы
Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных
групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной
из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар
казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи
в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих
в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая
группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская
– меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и
др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские
татары.
Расовая принадлежность, антропологический тип
Для большей части татар характерно преобладание европеоидных признаков
при некоторой доле монголоидности, их антропологический тип определяется
как субуральский. Только у астраханских татар, или карагашей наблюдается
преобладание монголоидных признаков южносибирского типа.
Язык
Татарский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний
(казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний
из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13
в., формирование современного татарского национального языка завершилось
в начале 20 в.
Письменность
До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике,
в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.
Религия
Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.
Этногенез и этническая история
Этноним татар стал распространяться среди монгольских и тюркских
племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных
походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе
и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате
сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские
и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав
как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население.
В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла
себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав
России этноним "татары" стал переходить и на простонародье. Окончательно
татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе
РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика
Татарстан.
Хозяйство
В конце 19-начале 20 вв. основой традиционного хозяйства волго-уральских
татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах
и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой
и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные
сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес,
ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания
татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер.
Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу,
кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало
по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой
характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также
домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной
культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне
бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских
мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках
Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль
играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка
кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное,
ювелирное и другие ремесла.
Традиционные поселения и жилища
Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети
и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной
– кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки,
неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков.
Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная
линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения
лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети,
лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные
здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами
и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином,
мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно,
либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились
из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из
глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным
– изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар
пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками
на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом,
дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя
планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа,
вдоль передней стены настилались нары с почетным местом "тур" в середине,
по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части:
женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда
с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на
нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками
и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении
интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых
районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.
Традиционная одежда
Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или
покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного
кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой
сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким
шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной
со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный
или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины
носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался
кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы,
шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень
такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных
форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку,
а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием
– разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные
головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к
косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений
широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви
были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые
из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые
носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.
Пища
Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы,
заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная
мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была
лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением
масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики
из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы,
гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина,
говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма
– колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали
бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого
молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в.
заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были
чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт –
из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты
на свинину и спиртные напитки.
Социальная организация
До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было
характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось
преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей,
включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами
мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской
и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины.
В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более
характерный для зажиточной верхушки.
Духовная культура и традиционные верования
Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались
родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным.
Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали
размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай
умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих
свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное
застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась
у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался
до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией.
Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение,
Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка
Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский
характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ.
У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг",
туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время.
Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной
борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей.
У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому
календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса –
шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе,
представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые
назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же
названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах
и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей
и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное
и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов
– курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение
получила гармонь.
Современные этнические процессы
Библиография и источники
Библиографии:
Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар (обширная
библиография). Казань,1930.
Классические работы:
Общие работы:
Воробьев Н.И. Казанские татары. Казань, 1953.
Исхаков Д.М. Татары. Набережные Челны, 1993.
Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические
очерки. М.,1964. - С. 634-681.
Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М.,1985.
Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. - С. 320-331.
Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории:
Амирханов Р.М. Ислам и национальная идеология татарского народа
// Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,
1994.
Бикчентаев А.Г. Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957.
Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии
в прошлом и настоящем. Казань,1957.
Газиз Г. История татар. М., 1994.
Закиев М.З. Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по
проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань,
1995.
Закиев М.З. Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар
// Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань, 1995.
История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской
историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография,
1980, № 4.
Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним.Казань,1989.
Косолапов В.Н. Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып.1-2,8-9.
Казань, 1901-1905.
Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический
взгляд на историю.М.,1992.
Мухамедова Р.Г. Терминология родства и свойства у татар-мишарей
в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань,
1962.
Насыров А.К. Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся
мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап. Русского
Географического общ-ва.Т.6.1880.
Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
Тагиров Э.Р. Татарстан: национальные интересы (Политическое
эссе). Казань,1995.
Трофимова Т.А. Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии
// Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7. М.-Л.,1949.
Уразманова Р.К. Современные обряды татарского народа. Казань,
1984.
Халиков Н.А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья
19-нач. 20 вв. М.,1981.
Халиков А.Х. Происхождение татарского народа. Казань, 1978.
Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань,1989.
Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань,
1994.
Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань, 1991.
Исследования, характеризующие отдельные региональные группы:
География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
Исхаков Д.М. Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская
этнография, 1979, № 4.
Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование.
М.,1972.
Мухамедова Р.Г. Чепецкие татары (Краткий исторический очерк)
// Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань,
1978.
Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование
материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М.,1977.
Сафргалиева М.Г. К истории татарского населения Мордовской АССР
(о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.).Саранск,1963.
Уйфальви К. Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического
общ-ва. Т.13, Вып.2. 1877.
Шарифуллина Ф.М. Касимовские татары. Казань,1991.
Публикации источников:
Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической
Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства.
№ 51.1920.
Источники по истории Татарстана (16-18 вв.). Кн.1. Казань,1993.
Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
Архивные источники
|