Основные сведения
Этноним основной
Марийцы.
Автоэтноним (самоназвание)
Cамоназвание — мари, марий, оно этимологизируется как "человек", "мужчина", "муж".
Другие этнонимы
Черемисы (устар. русское название марийцев).
Территория расселения
Марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где по данным переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 324 тыс. чел. (43, 3% населения республики), они проживают также в Башкирии (106 тыс. чел.), Татарии (20 тыс. чел.), Удмуртии (10 тыс. чел.), Нижегородской, Кировской, Свердловской и др. областях.
Численность
По переписи населения России 1897 г. численность марийцев составляла 375 тыс., переписям СССР
1926 г. – 428 тыс.,
1937 г. – 401 тыс.,
1939 г. – 482 тыс.,
1959 г. – 504 тыс.,
1970 г. – 504 тыс.,
1979 г. – 622 тыс. чел.
В 1989 г. марийцев в СССР насчитывалось 671 тыс. чел., из них в Российской Федерации проживало 644 тыс. чел.
Этнические и этнографические группы
Марийцы подразделяются на три этнических группы: горные — правобережья Волги, луговые — Ветлужско-Вятского междуречья и восточные, живущие главным образом на территории Башкирии.
Расовая принадлежность, антропологический тип
Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу.
Язык
Марийский язык относится к финно-угорской группе урало-юкагирской языковой семьи.
В марийском языке выделяется три наречия – горное, луговое и северо-западное. У марийцев два литературных языка – луговосточный и горномарийский.
Письменность
Письменность для литературных языков мари создана на основе русского алфавита.
Религия
Верующие марийцы преимущественно православные, массовая христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало приверженцев т.н. "марийской веры", сочетающей христианство и традиционную религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных марийцев.
Этногенез и этническая история
Формирование марийского этноса происходило в 1 тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье на основе финно-угорских племен пермско-волжской этнолингвистической общности, оставивших ананьинскую археологическую культуру эпохи раннего железа. Дальнейший этногенез марийской народности связывается с городецкой и азелинской культурами I тыс. н.э. Впервые марийцы под названием ц-р-мис упоминаются в 10 в. в письменных документах Хазарского каганата. После нашествия монголо-татар земли марийцев вошли в состав Золотой Орды, а затем Казанского ханства. Их этническое развитие протекало в тесном контакте с соседними народами – волжскими болгарами, чувашами, татарами, а после вхождения в состав России в 50-х годах 16 в. – русскими, у которых были заимствованы многие элементы культуры. В 1920 г. была создана Марийская АО, в 1936 г. она была преобразована в АССР, в 1992 г. переименована в Республику Марий Эл.
Хозяйство
Основным традиционным занятием марийцев было пашенное земледелие. Для лесных районов долгое время была характерна подсека, с 18 в. стало преобладать трехполье. Выращивались главным образом рожь, овес, ячмень, полба, гречиха, репа, конопля, лен, из огородных – лук, капуста, редька, картофель и др. Орудиями обработки почвы были соха с одним или двумя сошниками, плуг, борона, мотыга. У горных марийцев было развито садоводство, имевшее товарный характер. Немалое значение имело животноводство – разведение лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существенную роль играли охота, рыболовство, бортничество, а затем пасечное пчеловодство, лесные промыслы – заготовка и сплав леса, смолокурение и др. Домашние ремесла – прядение, ткачество, вышивка – с развитием товарно-денежных отношений приобрели характер промысла. Развиты были деревообработка, плетение из лозы, гонка дегтя, смолы, скипидара, жжение угля. Не получило развития железоделательное производство, покупались даже простые металлические изделия.
Традиционные поселения и жилища
Для традиционных поселений марийцев была характерна разбросанная планировка, со 2-й пол. 19 в. она стала сменяться уличной. Обычно марийское жилище представляло собой срубную избу с двухскатной крышей, двух- (изба-сени) или трехраздельную (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). В безлесных районах встречались глинобитные или плетневые, обмазанные глиной постройки. Русская печь часто дополнялась небольшой плитой с вмазанным котлом. Кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен дома приделывались лавки, в переднем углу были полки для икон и посуды, стоял стол с деревянным стулом главы семьи. У входной двери располагались деревянные нары или кровать, окна украшались вышитыми полотенцами. В летнее время переходили жить в кудо – срубную постройку с земляным полом без потолка, посреди нее помещался открытый очаг с подвесным котлом.
В состав усадебных построек входили также клеть – одно- или двухэтажная с галереей и резной деревянной решеткой на верхнем этаже, после свадьбы здесь первое время жили молодые, навес для хранения транспортных средств, погреб, хлев, сарай, баня, двухэтажная кладовая, летом она использовалась для спанья.
Традиционная одежда
Мужская одежда марийцев состояла из рубахи туникообразного кроя, скромно украшенной, и штанов. В качестве верхней одежды мужчины носили кафтаны, тулупы, шубы. Рубаху и верхнюю одежду носили с поясами. Головными уборами были войлочные шляпы и меховые бараньи шапки. Для женской одеждой были в основном характерны те же детали, которые имели некоторые отличия. Так, женская рубаха была длиннее мужской и богато украшалась вышивкой на груди, плечах, спине и рукавах. С рубахой женщины носили штаны, а поверх рубахи и штанов шовыр – холщевый балахон с вышивкой, а также суконный кафтан с клиньями или борами. Рубахи и кафтан носили с поясами. Зимой женщины носили овчинный тулуп. Женские головные уборы были разнообразны – сорока, конусообразный "колпак", щарпан – головное полотенце и др. Специфическим элементом женской одежды был передник. Женщины носили большое количество украшений из бисера, раковин каури, монет. Мужской и женской обувью были лапти, кожаные сапоги, валенки, для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы.
Пища
Основными традиционными блюдами марийцев были пресный хлеб из овсяной, ячменной, реже ржаной муки, выпекались также лепешки и пироги с разной начинкой. Популярным блюдом была лашка — суп с шариками из пресного теста, ели также вареники с начинкой из мяса или творога, слоеные блины, вареную колбасу, которую начиняли салом или кровью с крупой и др. Пили пахту, пиво, пуро – крепкий медовый напиток.
Социальная организация
У марийцев долгое время сохранялась родовая организация общества. Традиционным общественным институтом на селе была община, охватывающая обычно несколько селений. Существовали родственные объединения "урмат", связанные в частности совместным участием в ритуалах. Семьи были преимущественно малыми, хотя до начала 20 в. сохранялись большие неразделенные патриархальные семьи численностью до 40 человек. Брак был патрилокальным, для семейно-брачных отношений были характерны пережитки сороратных и левиратных отношений.
Духовная культура и традиционные верования
В религиозной жизни марийцев большое место занимали хозяйственные праздники: ага пайрем – праздник сохи, у кинде пайрем – праздник нового хлеба. Для языческой религии марийцев было характерно представление о верховном боге – Кугу Юмо и других богах: Кава Юмо, связываемом с небом и судьбой, Вуд Ава – "матери воды", Илыш Шочын Ава – "матери жизни" и др. Духом-хранителем дома считался Кудо водыж, носителем зла был кереметь, которому молились и приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы – карт. Посредниками между людьми и потусторонними силами также часто выступали знахари и колдуны. В 70-х годах 19 в. появилась секта кугу сорта ("большая свеча"), которая пыталась реформировать старые верования.
Браки у марийцев нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а за невестой давали приданое, которое считалось ее личной собственностью. Во время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесту ставили березку. Многие архаические представления марийцев сохранялись в погребальной обрядности – использование зимней одежды в качестве погребальной, доставление тела на кладбище в санях даже в летнее время, снабжение умершего веткой шиповника, чтобы отгонять змей и собаку, сторожащих вход в царство мертвых и др.
Во время празднеств и отправления религиозных обрядов использовались музыкальные инструменты – волынка, барабан, гусли, различные трубы – деревянные берестяные роговые.
Современные этнические процессы
Библиография и источники
Библиографии
Классические работы
Смирнов И.Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.
Общие работы
Марийцы // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. — С. 229-231.
Народы Европейской части СССР. Т. II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. — С. 510-547.
Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.
Исследования отдельных аспектов культуры и этнической истории
Архипов Г.И. Марийцы 9-11 вв. К вопросу о происхождении народа. Йошкар-Ола, 1973.
Егоров Ф.Е. Материал по истории народа Мари. Козьмодемьянск, 1929.
История Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1986.
Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.
Крюкова Т.А. Материальная культура марийцев 19 века. Йошкар-Ола, 1956.
Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
Кузнецов С.К. Остатки язычества у черемис // Журн. Министерства народного просвещения. Т. 21. 1885.
Материальная и духовная культура марийцев. Йошкар-Ола, 1981.
Никифоров П.Н. Марийские народные музыкальные инструменты. Йошкар-Ола, 1959.
Николаев С.Н. Марийские национальные блюда. Йошкар-Ола, 1957.
Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887.
Исследования, характеризующие отдельные региональные группы
Ерусланов П. Очерк быта и преданий восточных черемис // Изв. Оренбургского отд. Русского Географического общ-ва. Вып. 4. 1894.
Ерусланов П. Родственный союз по понятиям восточных черемис // Этнографическое обозрение. Кн. 25. № 2. 1895.
Износков Л.А. Обычаи горных черемис. Уголовное право // Тр. Казанского губерн. стат. комитета. Т.2. 1869.
Сепеев Г.А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. 19 — нач. 20 вв.). Йошкар-Ола, 1975.
Публикации источников
Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Области Марийского Народа // Сб. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 87. 1920.
Архивные источники
|