на первую страницу системы
На главную страницу раздела На главную страницу системы
    Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.    
   
| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

Верования, обряды, игры, танцы, устное народное творчество

Названные здесь стороны народной культуры, помимо того, что все они относятся, прежде всего, к области духовной жизни людей, объединяются в одном разделе еще и потому, что приемы их изучения в этнографических экспедициях имеют много общего как в методике изучения, так и в приемах фиксации изучаемых явлений. Да и в самих своих проявлениях эти стороны культуры часто бывают настолько тесно переплетены одна с другой, что их невозможно различить: обряды сопровождаются песнями и танцами, а также игровыми действиями; многие верования прослеживаются по фольклорным материалам или выявляются в обрядах и т. д.
Несмотря на широкое распространение атеизма, особенно в нашей стране, религиозные верования все еще играют определенную роль в жизни многих людей.
Следует различать два вида религиозных представлений: так называемые официальные религии (христианство, ислам, буддизм и другие сложные религиозные учения) с развитыми философско-этическими и обрядовыми системами и уживающиеся рядом с ними в народной среде религиозные верования, уходящие корнями в далекое прошлое. Практически в жизни разделить два эти вида религиозных представлений очень нелегко. Дело не только в том, что учения официальных религий развились из языческих религиозных представлений, но и в том, что, распространяясь постепенно среди других народов, эти религии приспосабливались к местным верованиям и культам, как бы вбирали их в себя. Многие "святые" приняли на себя "обязанности" прежних языческих божеств. Так, Илья-пророк, по народным представлениям, "заведует" громом, молнией и дождем, т. е. слился с образом древне-славянского бога Перуна. Подобные превращения коснулись почти всех древних божеств и "новых" святых, почитаемых той или иной церковью.

-96-


Несмотря на то, что в этнографических материалах содержится множество интереснейших сведений и об официальных религиях, исследование последних все-таки следует признать особой дисциплиной. Изучение форм бытования официальных религий в поле требует и специальной исторической подготовки (знания истории церкви, церковных догматов и учений и т. п.). Главный интерес для этнографов представляют собой не официальные религии, а те пережиточные религиозные представления, 'которые длительное время сосуществуют рядом с официальными религиями. Конечно, для правильного -понимания всей суммы религиозных представлений и их места в жизни населения этнографу необходимо хорошее знание господствующей религиозной системы и истории ее утверждения. Актуальность работы этнографа, изучающего различные "дохристианские", "домусульманские" и тому подобные религиозные представления, ничуть не меньше исследований историков официальных религий. Именно этнографы дают последним материал для изучения истории религиозных представлений в целом, показывают связь "истинных" религий с языческими культами. К тому же и сами языческие представления в ряде случаев, удивительно живучи и приносят не меньше вреда, чем, скажем, ислам или христианство.
Для этнографов изучение местных культов и религиозных верований представляет особый интерес еще и потому, что нередко в особенностях местных верований можно проследить специфику, свойственную определенным этническим группам.
Племенные и родовые культы и верования отличались друг от друга. У каждой такой группы были свои, особые духи, божества, свои обряды поклонения этим духам. С течением времени многие особенности стерлись, многие обряды переплелись, но те пережиточные явления, которые все же остались, позволяют выявить по ним и этнические различия прошлых эпох.
Общим требованием ко всем изучающим религиозные верования в поле является требование воздерживаться от какой бы то ни было антирелигиозной пропаганды во время экспедиции, во всяком случае в открытой форме. Верующие, которые могут сообщить наиболее интересные сведения о местных верованиях, будут вести себя отчужденно, замкнуто по отношению к исследователю, если им будет известно, что он критикует и высмеивает их взгляды, оскорбляя, их религиозные чувства. Интересы изучения, исследования здесь глав- ное, так как только такое изучение выявит необходимые факты для анализа верований и успешной борьбы с ними в дальнейшем.

-97-


Изучение религиозных верований требует такта, умений расспросить, иногда исподволь, незаметно для информатора о нужном. Большую роль играют при этом и наблюдения исследователя, так как многие верующие стыдятся своих взглядов и суеверий, сознавая их несовместимость с современностью, с мнением большинства. Многие верования можно подметить лишь при длительном, лучше всего стационарном, изучении быта и духовной жизни населения.
Исследуя верования, нужно стремиться к уяснению их сути, к уяснению характера представлений, образов божеств и духов, их "функций", "поведения" и т. п. Все подобные сведения собирают, расспрашивая знающих людей. Если этнографу удастся обнаружить в системе верований магические действия, он должен подробно описать их в том порядке, в каком они производятся, при первой возможности заснять их на кино- или фотопленку. Места культа и культовые предметы (бубны, жезлы, маски и т. п.) также необходимо зафиксировать графически и описать.
Особое внимание следует обращать на лиц, исполняющих функции служителей культов (шаманов, колдунов, знахарей). Нужно изучать не только приемы и общий характер их деятельности, но и особенности их положения в местном обществе.
Коллективные религиозные обряды фиксируются такими же приемами, как и другие обряды (см. ниже).
Обряды как явление человеческой жизни отличаются значительной консервативностью. Многие из установленных обычаем действий по тому или иному поводу настолько закрепляются традицией, привычкой, что даже тогда, когда внутренний смысл обряда уже непонятен его исполнителям, они все же продолжают его придерживаться. Даже сейчас, когда мало кто знает и почти никто не верит в то, что душа чело- века в течение определенного времени еще остается на земле, люди совершают поминки по покойнику на 9-й и 40-й день, Сейчас это воспринимается чаще всего как дань памяти покойному, хотя в основе этого обряда лежали в .прошлом определенные представления о загробной жизни души человека. Многие из обрядов превратились в шутку, в обычай, да и не все обряды имели прежде обязательное религиозное содержание (например, наш обычай здороваться, приветствовать друг друга при встрече).
Как этнографический источник, обряды дают очень много сведений для реконструкции далекого прошлого: особенностей хозяйственной и семейной жизни, верований и пр. Человечество давно уже пользуется для добывания огня спичками, а при совершении обрядов еще не так давно, в конце XIX в., крестьяне обязательно добывали "чистый" огонь трением двух кусков дерева. Народы, прекрасно знавшие железо и другие

-98-


металлы, при совершении обрядов пользовались каменными ножами и т. д.
Однако использование подобных сведений для реконструкции прошлого требует очень осторожной их интерпретации. Ведь почти все обряды - явление "многослойное". Бытуя в течение многих веков, обряды с каждым новым периодом развития общества обрастали новыми деталями, и многие старые действия изменялись, пригонялись к новым взглядам и представлениям. Поэтому при изучении обрядов необходимо не только их подробное, возможно более полное описание и фиксация всего, что уцелело, но и исследование условий их бытования, выяснение того, как соотносятся реальная жизнь и смысл исполняемых по тем или иным поводам обрядов.
Как и в религиозных представлениях, в обрядах есть этнически специфичные элементы. Имея нередко общую основу, сходные обряды соседних районов различаются нередко в деталях исполнения. Подобные различия нередко связаны с прошлыми этническими различиями сосуществующих групп населения, и по ним возможно восстановить этнические подразделения народа, проследить, используя конечно и другие данные, процесс его консолидации.
Для лучшего изучения обрядов их удобно разбить на группы по "назначению". Весьма распространены так называемые производственные обряды, сопровождающие трудовые процессы (земледельческие, охотничьи, обряды при постройке дома и т. д.). Эти обряды лучше изучать совместно с теми отраслями деятельности людей, к которым они относятся.
К группе производственных обрядов тесно примыкает цикл календарных обрядов, сопровождающих сезонные изменения в природе. Нередко календарные обряды совпадают с основными моментами хозяйственной жизни сельского населения, хотя эти совпадения не всегда точны (например, масленица - праздник весны у восточнославянских народов приходится нередко на зимний месяц).
Группа религиозных обрядов изучается совместно с верованиями.
Иногда выделяют особую группу "чрезвычайных" обрядов, т. е. тех, которые совершаются или совершались в связи с особыми событиями. Таковы обряды вызывания дождя во время засухи; опахивание селений и разжигание на дорогах костров во время эпидемий.
Наконец, изучая семейные отношения, собирают сведения и о семейной обрядности. К группе семейных обрядов относятся родильный обряд, свадьба, юбилей, похороны и т.п.

-99-


Изучая обряды, лучше всего наблюдать их в действии. Даже самый хороший рассказ местного знатока не может дать полного представления о всех деталях обрядовых действий. Рассказчики обычно многое забывают, нередко опускают "второстепенные" подробности. Да и немудрено, что действия, длящиеся иной раз несколько дней выглядят в рассказе в сжатом, неполном виде. Но как ни важно для этнографа самому видеть обряд, нельзя добиваться от жителей инсценировок обрядов, поставленных специально для работников экспедиций.
Если предстоит наблюдать обряд в действии, то ход наблюдений необходимо заранее спланировать. Сложные много людные обряды вообще невозможно наблюдать в одиночку. Зная основные, узловые моменты совершения обряда и их последовательность (а большинство обрядов в основном известны по этнографической литературе), нужно так расставить сотрудников. экспедиции, чтобы весь ход обряда постоянно находился в доле зрения этнографов. Каждый из наблюдающих составляет свое описание виденного (кстати, далеко не всегда удается делать заметки во время исполнения обряда по этическим соображениям). Отдельные записи наблюдающих сводятся потом в одно общее описание обряда. Такой способ дает наилучшие результаты. Конечно, при необходимости приходится вести описание и в одиночку.
Для получения надежных сведений от информаторов не обходимо подбирать таких лиц, которые действительно хо- рошо знают данный обряд. Бесполезно, например, расспрашивать мужчин о родильных обрядах. Зато местные повивальные бабки расскажут о них во всех подробностях. При опросе важно придерживаться определенного порядка, последовательно выясняя все "мелочи". Следует постараться со брать возможно больше материалов от разных рассказчиков - это облегчит процесс выделения общего, типичного для данного обряда.
Обряды почти всегда сопровождаются песнями, танцами, музыкой, присловьями и т. п. Все эти детали обряда необходимо фиксировать, указывая их место в обряде и время исполнения.
Для фиксации обрядов применяются также фото- и кино съёмка, зарисовки. Обряды всегда исполняются в движении, в действии, поэтому киносъемка в этом случае - наилучший способ фиксации. Но можно ограничиться и фотографированием, снимая только узловые моменты совершения обряда.
Чтобы не пропустить чего-нибудь важного, лучше заранее составить примерный "сценарий" съемок. Очень полезны также составленные на месте схемы (например, схема расположения родственников за свадебным столом). Графическими ме-

-100-


тодами фиксируются и предметы, употребляющиеся при совершении обряда.
Интересные данные получают этнографы и при изучении игр как взрослых, так и детей. Известно, что в играх нередко сохраняются, в той или иной форме пережиточные явления. Например, даже в век атомной энергии дети пользуются в играх луком и стрелами. В считалках и присловьях можно услышать отголоски далекого прошлого ("чур-чура" в пряталках-перефразировка обращения к предку "щуру", "пращуру").
Собирая материал по играм, их лучше всего наблюдать, выясняя на месте правила игры, состав участников, повод для организации игры (некоторые игры были связаны с определенными обрядами). Можно и нужно снимать фильмы об
Рис. 27. Схема игры в лапту

Рис. 27. Схема игры в лапту

-101-


играх или хотя бы фотографировать их последовательные моменты, фиксировать и описывать предметы, которыми играют, составлять схемы расстановки и передвижения участников игры (см. рис. 27). Записываются и присловья, загадки и другие словесные сопровождения игры. Нетрудно заметить, что рекомендуемые приемы изучения игр сходны с приемами изучения обрядов.
Этнографическое изучение народных танцев - задача трудная, потому что пока нет общепринятой системы записи фигур танца. Приходится прибегать к съемке танцев на кино-пленку или к постадийной фотосъемке. Конечно, танцы можно и описывать, но редко удается добиться ясного и точного описания. Можно рекомендовать также составление схем танцев или даже отдельных танцевальных движений. Важно, также выяснить состав участников танца, его значение и название. Если есть магнитофон, следует записать музыкальное или ритмическое сопровождение танца.
Изучение устного народного творчества - дело фольклористов. Однако в этнографических экспедициях также собирают фольклорные материалы (песни, сказки, предания, легенды и т. п.). Устное народное творчество - это не только собрание образцов народного искусства, но и ценнейший источник этнографических сведений. Исторические предания и легенды содержат сведения о происхождении отдельных этнических групп, о. времени и путях расселения и т. п. В сказках нашли отражение древние поверья и обычаи; Песни являются неотъемлемой частью большинства обрядов. Подходя к народному творчеству прежде всего как к своеобразному историческому источнику, этнограф черпает в нем нередко ценнейшие сведения и факты.
С точки зрения этнографии, фольклорные произведения можно разделить на две основные группы: к первой относятся исторические предания и легенды, содержащие реальные факты и сведения. Ко второй - остальные памятники устного народного творчества, отражающие жизнь в художественных образах.
Легенды и предания или записываются буквально, дословно, или в записи передается лишь их основное содержание. Запись произведений фольклора следует вести, соблюдая основные правила, принятые у фольклористов. Песни, былины, думы и другие произведения, имеющие ритмический строй, записывать сравнительно просто. Двое сотрудников пишут попеременно, каждый через строчку (ритмическую). Затем полученный текст "сводят" воедино, в одну запись. Прозаические произведения (сказки и пр.) записывать дословно гораздо труднее. Обычно один из записывающих пишет начало фразы, второй - конец. Однако фразы бывают длинные и короткие и нужен известный навык, сработанность

-102-


партнеров, чтобы полностью записать всё, что говорит рассказчик. Работа по сбору фольклорных материалов значительно упрощается, если есть магнитофон. Но особенно необходим магнитофон при записи песен, когда важно зафиксировать не только текст, но и музыку, и исполнение.
Заканчивая этот раздел, необходимо указать на значение этнографического изучения вновь возникающей на наших глазах обрядности. Потребность человека в торжественном праздновании важнейших событий своей жизни и жизни своих близких порождает и новые, обряды. Некоторые из них уже обрели хотя и незаконченную, но интересную форму (например, празднование окончания средней школы), другие еще формируются, впитывая в себя богатейшие традиции (например, свадебный обряд). Современные обряды, естественно, полностью лишены старого религиозного содержания, магических приемов и действий.
Одна из важнейших задач этнографов - помочь созданию, становлению и оформлению этих новых обрядов, обогатить их красочными шутками, песнями и юмором, которыми так богата обрядность народов нашей родины.
| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

к началу страницы
 
   
Опубликовано на сайте «Этнография народов России. Раздел "Публикации по этнографии".»  -

   


© 2001 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova