на первую страницу системы
На главную страницу раздела На главную страницу системы
    Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.    
   
| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

Одежда, обувь, украшения

Одежда, как и жилище, служит человеку прежде всего для защиты его от неблагоприятных воздействий внешней среды. Поэтому возникновение одежды следует отнести к самым глубинам первобытных времен. Столь же рано, если даже не раньше одежды, возникли и украшения. В той или иной

-63-


форме одежда и украшения известны всем народам земного шара.
Тип одежды во многом зависит от географических условий обитания народа. Это сказывается и в покрое, и в материалах, из которых изготовляется одежда.
Однако характер материалов для одежды зависит не только от физико-географической среды, но и от хозяйственных занятий населения. Особенно это проявлялось в прошлом, до развития фабричного производства одежды, обуви, головных уборов. У скотоводов, например, обычно преобладали шерсть и кожа, а у земледельцев - растительное волокно. Не следует поэтому изучать одежду, особенно в историческом аспекте, в отрыве от производства тканей и других используемых для ее изготовления материалов, хотя методически казалось бы правильнее изучать обработку материалов для одежды вместе с другими видами хозяйственной деятельности народа.
Наряду с основным назначением одежда и украшения очень рано стали указывать и на положение человека в обществе. Постепенно с развитием и усложнением социальной структуры человеческого общества эта функция одежды и украшений стала приобретать все большее значение в жизни людей. У всех современных народов - и развитых, и культурно-отсталых - одежда и украшения всегда имеют определенный социальный смысл и значение. Это в равной мере относится и к фраку и алмазной булавке в галстуке современного английского аристократа, и к набедренной повязке и ожерелью из кабаньих клыков папуаса Новой Гвинеи.
Именно эта особенность одежды и украшений делает их ценнейшим источником сведений о прошлом и настоящем общественном устройстве народа, у которого она находилась или находится в употреблении.
Как ни различно происхождение одежды и украшений, характер их употребления привел к тому, что они как бы слились воедино в костюме. Любая одежда в той или иной степени украшается вышивками, узорами, яркоцветными элементами. При этом каждый народ, как это нетрудно понять, располагал в различные периоды своей истории разными материалами и способами изготовления одежды и украшений, руководствовался своими, только ему присущими традициями пользования одеждой и украшениями. Поэтому у каждого народа выработались свои специфические формы и покрои костюмов и поэтому же костюм любого народа несет на себе исторически сложившиеся национальные, этнические черты.
Приведем один только пример необычайной стойкости этнических особенностей одежды. Еще в прошлом веке русским археологом А. А. Спицыным было замечено, что ареалы

-64-


распространения определенных комплексов женских украшений IX-XIII вв. соответствуют областям расселения восточнославянских племен в ту эпоху и что для каждого племени характерен свой комплекс женских украшений. Позднее это
наблюдение было полностью подтверждено работами советских археологов. Со своей стороны, этнографы установили, что многие элементы древних женских украшений сохранились в головных уборах крестьянок XIX в. Так, области расселения кривичей, соответствуют три типа сходных по форме кокошников (псковский, владимирский и ярославский), а в так называемом каргопольском кокошнике (Архангельская область) есть спускающиеся на виски выступы, на которых обязательно ушивали нитями трехлопастной или пятилопастной узор - почти точное изображение женского височного кольца вятичей XIII в.
Подобные примеры, а их число нетрудно умножить, показывают, что одежду действительно должно рассматривать в качестве важного источника при. исследовании этногенеза и этнической истории народов. Правда, использовать этот источник следует весьма осторожно и обоснованно.
Материалы, из которых изготовляется одежда, обычно очень непрочны, и не выдерживают испытания временем. Несколько лучше обстоит дело с украшениями, но и то не со всеми, а лишь с теми, которые делались из долговечных материалов: драгоценных металлов, камня, раковин, кости. Поэтому, если археологи сумели накопить немалые сведения об украшениях- древности, то археологические материалы по одежде чрезвычайно скудны и фрагментарны. Вот почему, если не считать в сущности немногочисленных изображений на фресках, картинах и рисунках и очень неточных записей в документах прошлых эпох, полевые материалы, собранные этнографами, являются по сути дела чуть ли не единственным источником для историка одежды, и украшений. Это обязывает этнографов отнестись к изучению одежды в поле с особенным вниманием.
Одежда, бытующая у народа в любой данный момент, чрезвычайно разнообразна. Это разнообразие вызывается многими самыми различными причинами: сезонными колебаниями климата (зимняя, весенняя, летняя, осенняя одежда), возрастом, (детская одежда и одежда взрослых, одежда стариков), полом (мужская и женская одежда), назначением (праздничная, будничная, производственная одежда), социальным положением (одежда богатых и бедняков, горожан и крестьян) и т. п. Каждый этнограф, приступая к изучению одежды, должен выбрать в качестве основного тот или иной, порядок группировки одежды по видам в зависимости от стоящих перед ним конкретных научных задач.
При изучении одежды важно различать далее так назы-

-65-



Рис. 16. Выкройка-рисунок рубашки. Чертила Е. Ивановская

Посмотреть подробнее
Рис. 16. Выкройка-рисунок рубашки. Чертила Е. Ивановская

-66-


ваемые комплексы одежды. Основой для выделения комплекса одежды должно быть не случайное сочетание элементов,
или чисто внешних признаков одежды, но внутренне связанная совокупность частей единого костюма (например, костюма, характерного для определенного племени или народа, костюма, характерного для определенного, .исторического перио-

Рис. 17. Содержание легенды, записанной на оборотной стороне той же выкройки-рисунка

да и т. д.). В такой комплекс кроме собственно одежды могут быть включены и свойственные этому комплексу украшения, не связанные непосредственно с элементами одежды.
Для изучения одежды прибегают к различным видам полевого, обследования: к опросу населения (о ранее бытовавших элементах одежды и условиях их бытования), к графическим приемам (зарисовкам, копированию, фотографированию), к анкетному методу (особенно при изучении современных изменений в одежде), к сбору коллекций.
Условия бытования, употребления, одежды узнают у информаторов во время опроса. Особое внимание обращается на запись местных терминов, обозначающих виды одежды, ее части и элементы.

-67-


Для большего единообразия записей при описании одежды следуют раз принятому порядку: например, начинают с описания нижней одежды и лишь затем переходят к верхней; или начинают с описания головного убора, а заканчивают описанием обуви.
Для фиксации покроя одежды снимают выкройки (конечно, речь идет о традиционных, старинных покроях). К составлению выкроек полезно привлекать местных "портних", хорошо знающих правила раскроя. Такие выкройки могут быть выполнены в натуральных размерах или в уменьшенном масштабе, для чего очень удобно пользоваться "миллиметровой" бумагой. Так как многие виды сложной по покрою одежды для получения подлинных выкроек пришлось бы распарывать, гораздо чаще покрой фиксируют с помощью выкройки-рисунка. На выкройке-рисунке наносятся в масштабе все основные размеры одежды (длина, ширина, размеры частей) и швы, а в местах складок, оборок, выточек и тому подобных элементов кроя делаются схематические изображения с пометкой о характере кроя. По такому чертежу одежду не сошьешь, но для целей этнографического изучения его бывает вполне достаточно (рис. 16 и 17).
На чертежах с изображением выкроек края одежды и места разрезов обводят сплошной линией, швы - пунктирной. Особо помечают места расположения вышивок и других украшений, непосредственно с ней связанных. На этих же чертежах помечают расцветку ткани; проставляют названия отдельных частей, швов, элементов украшений. Для большей наглядности полезно тут же набросать схематический рисунок орнамента (фрагмент). На каждом чертеже Обязательно записывают: название одежды (общепринятое и местное), имя ее владельца (или владелицы), время изготовления и носки, а также другие необходимые данные. Если эта одежда, кроме того, была сфотографирована (а такое дублирование способов фиксации - обычное и рекомендуемое явление), здесь же приводится номер пленки и кадра.
Хорошим способом фиксации одежды является фотографирование. Фотографировать ткани и одежду (кроме тех вещей, которые украшены блестками или металлическими нитями) лучше всего в яркий солнечный день или при сильном искусственном освещении. Особенно нужно позаботиться о резкости изображения, так как при увеличении хороших, резких снимков можно разглядеть и способ. переплетения нитей, различить швы и другие особенности одежды. При фотографировании, отдельного предмета его расстилают или развешивают так, чтобы четко был виден покрой и главные украшения (рис. 18). Фотографируют обычно в двух видах: спереди и сзади. Орнамент узоров фотографируют отдельно более крупным планом.

-68-


Рис.18. Фотографирование одежды. Юбка.Чтобы зафиксировать не только сам костюм, но и то, как он носится, фотографируют человека в этом костюме. Не рекомендуется рядиться в местные костюмы сотрудникам экспедиции: такой снимок лишен документальной достоверности (ведь он мог быть произведен и в музее, без выезда в экспедицию). Фотографирование человека в костюме производитсяс трёх позиций: спереди, сбоку и сзади. Если костюм состоит из нескольких частей, перекрывающих друг друга частью или полностью, то полезно фотографировать по методу "раздевания" или "надевания". В этом случае фотографируют человека каждый раз после того, как он снял или, наоборот, надел очередную часть костюма. При этом порядок надевания (или снимания) частей костюма должен строго соответствовать бытующей традиции. Полученная серия фотографий хорошо дополнит или даже заменит специальное описание этого процесса (рис. 19).
Фотоснимки "жестких" частей одежды (головных уборов, обуви и т. п.) следует производить с разных сторон, чтобы по серии снимков можно было полностью представить их форму. У орнаментированной вещи важно зафиксировать на снимках и расположение узоров на разных ее сторонах (рис.; 20).

Цветная фотография пока не дает в экспедиционных условиях надежных результатов. Поэтому при фиксации одежды сохраняет свое значение рисование в цвете. Пользуясь несложными приемами рисования, можно передать и цвета и узор точнее, чем с помощью цветной фотографии. Да и долговечность рисунков много больше, чем у химически нестойких фотокрасителей.
Вышивки, узорное тканье и тому подобные украшения одежды можно копировать через кальку (рис. 21). Если узор не слишком мелок, то при достаточном освещении он хорошо виден через полупрозрачную бумажную кальку. Подобрав густой раствор нужной краски, легко точно положить эту краску по узору. На неглянцованной кальке можно рисовать и цветными карандашами. Такие копии не только точны, но позволяют тут же записать названия деталей орнамента, способ и время его изготовления и т. д. Для копирования не обя-


-69-


Рис.19 Фотографирование одежды. Женский костюм: а) вид спереди; Рис.19 Фотографирование одежды. Женский костюм:  б) вид сбоку;
а) б)

-70-


Рис.19 Фотографирование одежды. Женский костюм: в) вид сзади; Рис.19 Фотографирование одежды. Женский костюм: г) вид без фартука
в) г)

Рис.19 Фотографирование одежды. Женский костюм: а) вид спереди; б) вид сбоку;
в) вид сзади; г) - вид без фартука

-71-


Рис. 20. Фотографирование головного убора: а) вид спереди;
а)
Рис. 20. Фотографирование головного убора:  6) вид сбоку;
б)

-72-


Рис. 20. Фотографирование головного убора: в) вид сзади
в)
Рис. 20. Фотографирование головного убора: а) вид спереди; 6) вид сбоку; в) вид сзади

зательно брать всю площадь, покрытую узором. Часто элементы узора повторяются. В таких случаях выделяют повторяющийся мотив - "рапорт" и копируют его, указав общие размеры узорной поверхности и число повторений рапорта.
Мелкие, трудно различимые через кальку узоры копируют, пользуясь "миллиметровой" бумагой как канвой, отсчитывая пропорциональное количество клеточек на ткани и на копии-рисунке (рис. 2). Узоры крупных вещей, например, ворсовых ковров, когда нельзя пользоваться калькой, копируют, обмеряя элементы орнамента и перенося их затем в масштабе на рисунок, для чего пользуются координатной сеткой или координатными линиями.
Тонкие узорные ткани и кружева копируют и на просвет через стекло. При фиксации выпуклых орнаментов применяют метод копирования обратным эстампажем. При этом

-73-


Рис. 21. Копирование узора через кальку
Рис. 21. Копирование узора через кальку

-74-


лист бумаги накладывается на узор и притирается куском мягкого графита или другим красителей. На выпуклостях краска останется, в углублениях - нет. Такой узор потом переносят на обычную бумагу и разрисовывают уже красками. Для точности подобные копии дублируют фотографированием.
Украшения, которые носят отдельно (бусы, серьги и т. п.) фотографируют в возможно крупном масштабе (иногда применяют, для этого специальные объективы или линзы с переходными кольцами). Рельефные узоры (чеканку, филигрань, узорное литье и т, п.) копируют прямым эстампажем (узор смачивается краской и отпечатывается на бумаге) или делают оттиск на глине, пластилине, чтобы потом изготовить по нему гипсовый муляж узора.
Особо важной задачей при экспедиционном изучении одежды и украшений нужно считать сбор коллекций. Как ни велики музейные коллекции одежды и украшений, они далеко
не полностью отражают многообразие народных костюмов. Старинные одеяния и украшения очень быстро, уходят из жизни, перешиваются, попадают в руки дилетантов-любителей и т. д. В результате одна из наиболее красочных, но легко разрушающихся сторон народной культуры бесследно пропадает для науки. Собрать то, что еще уцелело, передать собранные материалы на хранение в музеи - одна из важнейших задач каждого этнографа-полевика. Конечно, научную ценность будут иметь только те коллекции, которые собраны при соблюдении всех правил сбора этнографических коллекций, о которых говорилось выше.
Если изучается история одежды, следует с особой тщательностью описать все обряды, связанные с местной одеждой и украшениями или с их изготовлением, выявить значение и
роль тех или иных элементов и видов костюма в обрядах, суевериях, религиозных представлениях. При этом всегда нужно иметь в виду, что обрядовые формы одежды (свадебный костюм, одежда покойников и т. п.) нередко очень стойко сохраняют более старые типы и формы покроя, расцветки, орнамента.
Существенно также, что во многих районах земного шара вплоть до XX века, а кое-где еще и сейчас, изготовление одежды - домашнее производство. Вследствие этого в современном быту самых различных народов как бы законсервировались, дожив до наших дней, многие такие особенности одежды и украшений, возникновение которых можно с полным основанием отнести к весьма отдаленным от нас историческим эпохам.
При изучении современной одежды необходимо применять метод массового обследования и сбора статистически сравнимых данных. Помимо обычных анкет, содержащих вопросы,

-75-


касающиеся особенностей одежды, условий ее бытования и т. п., можно рекомендовать массовое серийное фотографирование обследуемого населения в бытующих видах костюмов и формах одежды. Фотографирование, производится, как обычно, в трех позициях (вид спереди, сбоку и сзади). В зависимости от своих задач этнограф может фотографировать интересующие его виды одежды сериями. Как и при анкетном обследовании такие фото-серии должны быть достаточно велики, чтобы правильно отражать типические черты местной одежды (не менее 60-100 фотографий в серии).
Развитие фабричного производства тканей, шерсти, кож и самой одежды в корде изменило весь облик народного костюма. Поэтому при изучении современных изменений в костюме должно обратить также особое внимание на характер торговых связей и их влияние на народный костюм.
| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

к началу страницы
 
   
Опубликовано на сайте «Этнография народов России. Раздел "Публикации по этнографии".»  -

   


© 2001 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova