на первую страницу системы
На главную страницу раздела На главную страницу системы
    Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.    
   
| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

Поселения

Поселение - группа жилых и хозяйственных построек, сосредоточенных в одном населенном пункте, отражает многие стороны общественной организации. Изучение поселений позволяет собрать интересные, данные об общественном строе, семейных отношениях, хозяйстве и других сторонах жизни их населения. Как явление материальной культуры, поселения отличаются известной консервативностью. Люди не перестраивают тех поселков, в которых они живут, ежегодно.
Застройка и расширение поселений происходят сравнительно медленно, нередко подчиняясь тем принципам и традициям, в соответствии с которыми это поселение было основано.
Достаточно сказать, что современный радиально-лучевой принцип планировки старой части Москвы возник из надобностей обороны еще в XIV-XVI вв., хотя и дожил до наших дней. Лишь самые новые районы Москвы застраиваются уже
по новому принципу. Конечно, формы и принципы планировки сельских поселений изменяются гораздо быстрее, тем более, что большинство их возникло сравнительно недавно. Однако и сельские поселения часто долго хранят следы прошлых эпох, становясь тем самым надежным историческим, источником.
Вообще говоря, форма и планировка поселений зависит от многих причин, выяснение которых составляет одну из первых задач этнографа. Велико влияние географических условий. Наличие и распределение источников питьевой воды, особенности рельефа местности, характер путей сообщения - все это влияет на расположение поселений на местности. В северных районах и сейчас поселения нередко располагаются вдоль берега реки рядами, лицевой стороной к реке.
Но географические условия не являются, конечно, решающим фактором. Гораздо большее значение имеют и имели в прошлом причины социально-экономические. В прошлом стремление обезопасить свою жизнь и имущество, от врагов нередко загоняло людей хоть и в неудобные, но выгодные в оборонном отношении места. Так возникали поселки в труднодоступных горных районах, на островах, среди болот, свайные поселения и т. п. Некоторые из подобных поселений продолжали существовать на старых местах и тогда, когда изменялись условия жизни, и уже не нужно было так усиленно, как раньше, заботиться об обороне. Нужды обороны оказывали определенное влияние и на планировку поселений. Так, например, круговой план поселений чаще всего встречается в тех районах, где в прошлом эти поселки укреплялись на случай нападений врага.

-47-


Но и социально-экономические факторы не неизменны. С ростом торговых связей, под влиянием широкого развития дорожных сообщений возникла, например, уличная планировка многих современных поселений в европейской части СССР. Не говоря уже о том, что именно капитализм породил крупные города, укажем на вызванное им распространение хуторской формы поселений в сельских районах Литвы, Латвии, Эстонии, Украины.
Особенно значительные изменения произошли в планировке сельских поселений после коллективизации: обособился единый хозяйственный центр - колхозная хозяйственная усадьба; в то же время сильно сократились число и размеры отдельных хозяйственных построек на каждом дворе, резко возросло благоустройство поселков и т. д.
Приступая к изучению поселения, необходимо установить, хотя бы приблизительно, его возраст. Определение возраста поселения возможно как по документальным данным, если таковые есть (списки населенных мест, упоминание поселения в летописях и других документах и т. д.), так и по данным полевых наблюдений. Предания и рассказы местного населения, возраст церквей, мечетей и тому подобных архитектурных сооружений, их стилевые особенности, наличие датированных археологических памятников (курганов, могильников)- все это дает материал для определения возраста поселения.
Следует различать возраст поселений в делом и возраст отдельных его частей. В "старых" частях поселения скорее можно обнаружить следы более древних принципов организации поселений.
Для фиксации материалов о поселениях лучше пользоваться крупномасштабными картами или топографическими планами поселений. Они наиболее точны и не нужно тратить времени на самостоятельную съемку планов. Если карт и топографических планов нет, можно снять план поселения (не очень крупного), пользуясь простейшими приемами топографической съемки: способом прямой засечки из двух точек или способом обратной засечки по двум точкам (рис. 4).
Производить мерную съемку планов (как это делают землемеры) в полевых условиях нецелесообразно. Иногда прибегают к фотографированию панорамы поселения с высокой точки (с колокольни, дерева, высокого холма). Для этого
пользуются специальным панорамным фотоаппаратом. Если его нет, панораму можно отснять и обыкновенным аппаратом. В последнем случае, укрепив аппарат на штативе (если штатива нет, можно снимать и с рук), фотографируют крайнюю
правую (левую) часть поселка и затем, сдвинув аппарат влево (вправо), фотографируют соседнюю часть так, чтобы правый (левый) край кадра заходил за левый (правый) край

-48-


предыдущего кадра. Съемку продолжают, пока не будет отснято все поселение. Совместив и склеив все последовательные кадры (их обычно бывает 3-5), получают панораму поселения.
Для целей этнографа бывает достаточно и планов-схем, сделанных "на глазок". Зная планировку поселения, его расположение на местности, такой примерный план набросать нетрудно. При фиксации поселений необходимо точно ука-

Рис. 4. Съемка плана поселения  методом обратной засечки

Рис. 4. Съемка плана поселения методом обратной засечки

зывать на плане страны света. При фотографировании следует особо помечать, с какой стороны производилась съемка. Изучение поселений не ограничивается, естественно, фиксацией их планировки. Выясняются также принципы размещения групп населения внутри поселения. Некоторые сведения об этом удается извлечь из названий отдельных частей поселения. Нередко в них очень ярко отражается классовый состав жителей отдельных частей поселения ("нищие" концы, "голодные" выселки и т. п.). В названиях может найти отражение и прошлый этнический состав поселения (Славенский конец в Новгороде) и др.
Иногда жители селились внутри поселения согласно родственному принципу: каждая группа родственных семей занимала отдельную часть поселка (патронимические или матронимические группы). В наши дни о родстве часто уже не помнят, но анализ фамилий, связей между семьями при взаимопомощи, выявление известного единства, общности между

-49-


жителями одной части поселения, проявляющейся, например, в массовых играх, - все это помогает выявить такие группы родственных семей внутри поселения. Сведения о связях такого рода устанавливаются как при опросе информаторов, так и анализом документов, церковных метрических записей, похозяйственных книг сельских советов и др. Для фиксации подобных явлений полезно применять схемы планировки, на которые наносятся прослеживаемые связи между семьями. Часто, особенно при малодворных поселках, такие связи выходят за пределы одного поселения и охватывают целую группу поселений, расположенных поблизости. Анализ таких связей раскрывает не только интересные процессы освоения земли и расселения на местности, но и выявляет особенности семейных и родственных отношений.
Дополнительные материалы для обнаружения родственных гнезд в поселениях могут дать наблюдения за обрядами, за распределением участников в играх и т. д.

Рис. 5. Использование примерного плана поселения для определения размещения родственных групп


Рис. 5. Использование примерного плана поселения для определения размещения родственных групп

1 - Назаровы 4 - Черных 7 - Каледич
2 - Морщихины 5 - Устюжины 8 - Осинские
3 - Силины 6 - Симоновы  

Изучение новых современных поселений выходит за рамки этнографии, так как и их проектировка, и их организация производятся специалистами то градостроению. Но этнографы могут оказать последним существенную помощь в деле учета местных традиций и привычек.

| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

к началу страницы
 
   
Опубликовано на сайте «Этнография народов России. Раздел "Публикации по этнографии".»  -

   


© 2001 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova