на первую страницу системы
На главную страницу раздела На главную страницу системы
    Громов Г. Методика этнографических экспедиций. - Москва: Изд-во Московского университета, 1966.    
   
| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ В ПОЛЕ

Полевая работа в этнографической экспедиции всегда очень разнообразна. В один и тот же день этнографу нередко приходится и беседовать с местными жителями и фотографировать, описывать те или иные явления, обмерять и зарисовывать всевозможные предметы и т. д. и т. п. Строго отделить один вид работы от другого можно только условно, теоретически, хотя к разным видам работы предъявляются различные требования, и при их выполнении используются разные технические приемы.
Основные виды работ в поле: 1) личные наблюдения исследователя, 2) опрос населения (работа с информаторами), 3) фиксация вещественных материалов, 4) сбор этнографических коллекций.
Личные наблюдения исследователя в экспедиции дают весьма ценные материалы по самым, различным вопросам. Географические условия жизни населения, особенности характера населения (общительность, замкнутость и т. п.) и его
быта, мелкие черточки поведения, случайные разговоры и т. д.- все это прекрасный этнографический материал для вдумчивого исследователя.
Каждый участник экспедиции должен вести дневник, куда записываются все полезные этнографические сведения, не зафиксированные в полевых записях или в других документах. Ценность таких заметок и наблюдений зависит от направленной наблюдательности работника экспедиции. "Мало глядеть, надо видеть". А умение видеть зависит в первую очередь от объема знаний работника, от его опыта. Поэтому еще раз следует подчеркнуть важность предэкспедиционной подготовки этнографа, особенно его знакомства с вещами, фотографиями и другими изобразительными материалами. Такое знакомство значительно увеличивает зоркость глаза исследователя в полевых условиях.
В дневнике записываются также предварительные выводы, сделанные во время полевой работы, заносятся сведения о передвижениях экспедиции и ее отрядов и многое другое. Систематическое ведение дневника особенно, полезно для начинающих полевых работников, так как оно развивает наблюдательность, помогает систематизировать наблюдения, приучает делать обобщения.
Опрос населения (работа с информаторами). Сбор материалов путем опроса информаторов из местного населения составляет важнейшую часть полевой работы этнографа. Успех работы по любой теме зависит от того, насколько полны и достоверны сведения, собранные во время бесед с местными жителями. По ряду тем данные опроса - почти единственный источник необходимой информации.

-25-


Трудно заранее планировать весь ход полевой работы, а тем более такую ее сторону, как работа с информаторами. Но нельзя и пускать опрос населения на самотек, проводить опрос беспорядочно. Начать следует с подбора нужных лиц из местного населения. С этой целью, приехав на место работы, этнографы обычно обращаются в местные советские и общественные организации. Работники этих органов достаточно хорошо знают и местные условия и людей и, как правило, в состоянии быть первыми советчиками этнографа при выборе информаторов. Существенную помощь в этом деле могут оказать и работники школ, клубов и других учреждений. Для того чтобы информаторы были выбраны продуманно, нужно правильно объяснить местным товарищам задачи экспедиции. При подборе информаторов полезно записывать не только их фамилии и адреса, но и общие сведения о них. Возраст, время проживания в данной местности, профессия, социальное положение - все это важно и для последующего отбора, наиболее нужных лиц, и для определения ценности и характера сообщаемых ими сведений. В результате, такой предварительной работы составляется список информаторов с краткими характеристиками каждого из них. Не следует переоценивать значение подобных характеристик, но несомненно, что они помогают правильнее распределить силы и время при сборе материала,
Сведения о нужных информаторах можно получить и в ходе самой полевой работы. Во время бесед, рассказывая о тех или иных вещах, люди обычно называют и других лиц, которые могут подтвердить или дополнить их рассказ. Подобной информацией никогда не следует пренебрегать. Среди местного населения можно получить и сведения, дополнительно характеризующие уже намеченных информаторов.
Когда более или менее полный список возможных информаторов составлен, целесообразно разбить их на две группы. Люди, которые могут дать наиболее ценные сведения, опрашиваются в первую очередь. Остальных опрашивают для проверки уже полученных данных, для сбора дополнительного материала. Если время ограничено, от опроса части информаторов из второй группы можно и совсем отказаться.
Беседа с информатором начинается с того, что этнографы объясняют ему цель своего визита. Такое объяснение играет большую роль при опросе, так как от того, насколько информатор правильно поймет, что от него требуется; и о чем он
должен рассказывать, во многом зависит и содержание его рассказа. Этнограф должен стремиться к тому, чтобы беседа была живой, непосредственной, не имела характера "допроса". Чем свободнее рассказывает информатор, чем больше он дает "от себя", не ограничиваясь рамками ответа на заданный ему вопрос, тем подробнее и полнее бывают его

-26-


сообщения, тем больше в них содержится подробностей и деталей, которые нельзя предусмотреть заранее.
Однако не следует целиком полагаться на "самодеятельность" опрашиваемых. Еще до начала беседы полезно составить в уме, а начинающим полевым работникам и на бумаге, примерный план опроса, выделить ту группу вопросов, которые следует обязательно задать информатору. Этот несложный прием позволит не упустить главного и направить беседу по нужному руслу. Не обязательно, конечно, задавать вопросы строго в том порядке, в каком они составлены заранее, но важно проследить, чтобы ни один из вопросов не остался без ответа.
Чем оживленнее и непосредственнее ведется беседа, тем неизбежнее отступления собеседников от основной темы. При этом разговор легко может перекинуться на предметы посторонние и далекие от интересов этнографа. Если каждый раз
при таком обороте беседы прерывать опрашиваемого вопросом, то необходимая живость рассказа будет нарушена, у информатора пропадет интерес к беседе, его ответы станут вялыми, формальными. Но если совсем не реагировать на подобные отступления, беседа превратится в обычный разговор и основная цель опроса не будет выполнена. Вот тут-то и должно проявиться искусство полевого работника вовремя задать вопрос так, чтобы незаметно вернуть разговор к нужной ему теме. Чем естественнее и незаметнее производится такой "маневр", тем успешнее проходит беседа.
Но иногда этнографы намеренно дают разговору отклониться от основной темы: это позволяет отдохнуть и опрашиваемому и опрашивающему. Полезно менять темы опроса в ходе беседы: например, начав с семьи и семейных отношений, перейти к обрядам, затем к одежде или другой близкой теме. Перемена тем снимает утомление у собеседников и сохраняет интерес информатора к беседе.
Вопросы лучше делать не в конкретной форме (особенно если беседа "первична" в данной местности, а не проверочная), а в общей. Каждый узко конкретный вопрос предопределяет содержание ответа, связывая инициативу рассказчика и тем самым лишая этнографа многих интересных сведений, которые мог бы сообщить информатор при свободном, активном рассказе. Нельзя ставить и "наводящие" вопросы, т. е. спрашивать в такой форме, когда в вопросе по существу содержится тот или иной ответ и опрашиваемому остается сказать только "да" или "нет".
В каждой местности существует своя терминология, свои местные слова ("локализмы") в языке. Не зная этого, этнограф может задать вопрос, употребляя литературные термины, непонятные местным жителям. Можно заранее сказать, что на вопрос "Носили ли у вас рубахи туникообраз

-27-


ного покроя?" ответ будет отрицательный, хотя на самом деле этот тип рубах бытовал, здесь. В процессе работы у этнографа постепенно накапливается запас местных терминов, возрастает знание "локализмов". Поэтому и важно, особенно вначале, ставить вопросы в общей форме (например: "Какую одежду носили?") и лишь затем, при проверке полученных сведений, практиковать и прямые вопросы, употребляя при этом местные термины.
Активность беседы зависит и от того, как ведет себя спрашивающий. Человеку в большинстве случаев свойственно желание объяснить, растолковать другому то, чего тот не понимает. Если этнограф не обнаруживает интереса к ответам информатора, задает вопросы, которые обнаруживают его хорошее знание того, о чем он спрашивает, активность рассказчика резко снижается. Поэтому полезно даже тогда, когда из рассказа все ясно, сделать вид, что что-то непонятно, что в другом месте говорилось иное и т. п. Такой прием обычно поднимает активность рассказчика; информатор старается понятнее объяснить, растолковать приезжему суть дела, при
водя новые детали, новые интересные подробности. Иной раз именно с помощью такого приема удается получить уникальные сведения.
Особенно важно добиваться полной ясности изложения всех деталей рассказа. Нельзя уходить ют информатора, не добившись, чтобы он подробно разъяснил все непонятные места своего рассказа. Для этого либо в ходе беседы, либо, если это неудобно, в конце опроса информатору задаются уточняющие вопросы. Уяснению деталей рассказа очень способствуют: показ в действии обряда или приема труда, осмотр вещей, если они есть, сделанные рукой информатора зарисовки, выкройки из бумаги и т. д. Подобные наглядные формы конкретизации рассказа информатора улучшают понимание его деталей.
Нередко беседа с информатором привлекает внимание его соседей, гостей. Тогда они активно включаются в беседу, поправляя друг друга, внося уточнения, а иной раз и споря между собой. Если такая коллективная беседа позволяет лучше осветить изучаемую тему, этнограф должен ее под держать, направляя ход собеседования умело заданными вопросами. Бывает и так, что сообщения собеседников не согласуются между собой. Можно попытаться выяснить причину разногласии во время самой беседы иди же разобраться в сути разногласий позже, с помощью сведений от других информаторов. Но в любом случае этнографу не следует уже во время беседы открыто принимать сторону одного из спорящих.
Записывать живую речь обычным путём трудно: как правило, удается записать не более половины. Поэтому прихо-

-28-


дится записывать беседу не буквально, а излагать ее основное содержание, прибегая к сокращениям, условным знакам и т.п. При этом лишь некоторые обороты речи, местные термины и т. п. записываются буквально; а все остальное - в сокращении. С течением времени у каждого полевого работника вырабатывается своя система записи. Необходимость точной передачи местных терминов и выражений сужает границы применения стенографии, хотя знание стенографии полезно.
Так как при записи делается множество сокращений, то запись ведут разреженно, оставляя место для последующей расшифровки сокращений и дописывания слов. Последнее необходимо делать тотчас же после беседы или в тот же день вечером. Позже смысл части сокращений может быть забыт. Кроме того, при такой обработке записей легко уяснить себе, что сделано за день, какие вопросы предстоит уточнить и проверить у других информаторов, а также составить примерный план работы на следующий день.
Каждое сообщение информатора, каким бы достоверным оно ни казалось, следует сверять с сообщениями других информаторов, и чем больше подтверждений получено во время последующих опросов, тем больше оснований доверять собранным сведениям. Проверка полученных данных по сообщениям нескольких информаторов - обязательная часть опроса местного населения. Конечно, сведения, полученные от местных жителей, могут быть подтверждены литературными данными или при других видах полевых исследований. Но нельзя уезжать из обследуемого района, не проверив как можно обстоятельнее основных собранных материалов. По окончании экспедиции такая проверка часто оказывается невозможной.
Беседуя даже с представителями старшего поколения местных жителей (от 50 до 80 лет), этнограф не может рассчитывать на большую хронологическую глубину: активная память начинается примерно с 10-лётнего возраста. Но, рассказывая о прошлом, информатор передает не только то, что помнит сам, но и то, что он слышал от своих родителей, дедов. Соответственно возрастает и хронологическая глубина получаемых сведений. Конечно, степень точности данных при этом соответственно понижается, многие детали остаются невыясненными, но все же подобные сообщения нередко весьма ценны, так как никаким другим способом получить их уже невозможно.
Если информатор рассказывает о событиях и фактах сравнительно давнего прошлого, следует, очевидно, попытаться точнее определить время, к которому они относятся. Для этого необходимо узнать, на каком году своей жизни информатор услышал передаваемые им сведения, а также, каков был воз-

-29-


раст лиц, от которых он это узнал. Поколение от поколения отделяет в среднем 25-30 лет, но могут быть и довольно значительные колебания (до 30-40 лет на поколение). Это значит, что, пользуясь таким методом, можно заглянуть в глубь истории не на 50-60, а на 100-150 лет.
Опрос информаторов лучше всего вести вдвоем. Можно, конечно, вести опрос и одному, но тогда одновременно приходится спрашивать и записывать, обдумывая в то же время дальнейшие вопросы. Это сильно затрудняет работу, вызывает нежелательные паузы, отвлекает Внимание информатора. Работая вдвоем, этнографы распределяют роли так: один спрашивает, второй записывает. Внимание информатора сосредоточено на спрашивающем, тогда как записывающий старается сесть в стороне и не привлекать к себе внимания. В этом случае беседа делается естественной, плавной. Лучше, если для опроса объединятся специалисты по разным темам. Каждый из них опрашивает информатора по своей теме, в то время как другой ведет запись.
Рекомендуется, чтобы партнеры работали вместе длительное время: оба тогда привыкают понимать друг друга с полуслова, каждый чувствует, что успел записать его товарищ, а что нет, где нужно остановиться,: повторить вопрос и т. д.
Хорошо сработавшиеся партнеры собирают не только гораздо больше материалов, но и успевают почти дословно все записать.
Но не всегда, даже при работе вдвоем, удается свободно, вести запись. В некоторых (впрочем, редких) случаях процесс записи так смущает информатора, что он или совсем отказывается отвечать на вопросы, или говорит крайне скупо и не
охотно. В таком случае приходится вести опрос без записи, которая производится затем по памяти тотчас же после беседы. При этом обязательно помечают, что запись произведена по памяти. Прибегать к записи по памяти следует лишь в самых крайних случаях. Недопустимо откладывать запись по памяти хотя бы на один-два дня: в последнем случае не только утрачиваются многие любопытные детали, сообщенные информатором, но и возможны искажения полученных сведений.
Знание языка местного населения - важное условие успешной работы в поле. Но далеко не всегда этнографу удается изучить язык заранее, а тем более освоить разговорную речь. Поэтому в этнографических экспедициях часто пользуются услугами переводчиков. Выбор переводчика - весьма ответственное дело. Чтобы работа с переводчиком была успешной, переводчик должен отвечать следующим требованиям; 1) хорошо знать местный язык и язык сотрудника экспедиции (лучше, если язык местного населения является для переводчика родным); 2)пользоваться уважением среди

-30-


местных жителей: если они не будут уважать переводчика, то не будут относиться с уважением и к сотруднику экспедиции, а следовательно и к его работе; 3) быть достаточно образованным человеком для того, чтобы хорошо понимать задачи своей работы и необходимость точного перевода без "отсебятины".
Очень важно до начала работы разъяснить переводчику задачи экспедиции, изложив хотя бы в самых общих чертах основы знаний в области изучаемых явлений. Чем лучше переводчик будет ориентироваться в предмете исследования, тем. успешнее пойдет работа. Особо следует настаивать на точности перевода.
Фиксация вещественных материалов. Основное требование к этому виду работ - точность передачи встречающихся явлений и объектов и их основных особенностей. Фиксация1 вещественных материалов включает в себя:
1) Описание предметов или явлений. При описании полезно придерживаться определенного порядка, определенной последовательности. Так, если описывается жилище, то начинают с описания устройства фундамента, затем стен, кровли, потом переходят к описанию деталей (дверей, окон) и т. д. Последовательность и порядок каждый раз зависят от целей исследования и от характера изучаемых явлений. Так, при описании обрядов составляют, если это известно заранее, "сценарий" обряда, его схему и распределяют обязанности наблюдателей за отдельными этапами обряда. Начинающему полевому исследователю лучше всего описывать такие сложные действия, как процессы труда, обряды и т. п. в том порядке, в каком они производятся.
Для фиксации материальных предметов описание применяется реже: в этих случаях чаще ограничиваются фотографированием и графическими приемами фиксации. Но при изучении процессов труда, обрядов, танцев и вообще различных, форм деятельности описания сохраняют свое значение как основной вид фиксации.
2) Графические приемы: рисование, черчение, копирование.
Этнографическое рисование не требует особых способностей. Каждый человек может освоить простейшие приемы этнографического рисования, Рисование (масштабное, по координатной сетке и др.) позволяет графически изобразить устройство сложных орудий труда, показать принцип взаимодействия их частей и характер рабочих операций. На рисунках-схемах легко и удобно проставить наименования фиксируемого, предмета и его частей. Рисование дает возможность более точно, чем цветная фотография, фиксировать цветовые соотношения узоров, росписей, орнаментов и т.п. Сущность конкретных приемов рисования и некоторые прак-

-31-


тические советы даны также в разделах "Одежда", "Утварь".
К этнографическому рисованию по своим приемам тесно примыкает черчение. С помощью масштабного черчения составляют планы построек, чертежи орудий труда, чертежи-выкройки одежды, чертежи, утвари и т. д. Во многих случаях приемы черчения сочетают с рисованием (примеры снятия чертежей см. в разделах "Жилище", "Одежда").
Копирование часто применяется для снятия копий, с тканей и вышивок, росписи и т. п. Наиболее употребительны копирование через кальку или на обычную тонкую бумагу "на просвет" (см. рис. 23) и копирование методом прямого или обратного эстампажа. При прямом эстампаже на выпуклый или резной узор наносится краска, затем этот узор отпечатывают на бумаге. При обратном эстампаже на узор накладывается бумага или калька и мягким карандашом или куском графита бумага притирается по узору.
а) Фотографирование, кроме умелого пользования наличной аппаратурой, требует знания основных правил и приемов фотографии различных предметов и объектов. Сведения об этом можно почерпнуть в специальной литературе по фото и кино (см. список литературы в конце книги). Некоторые важнейшие правила будут приведены ниже, по ходу изложения.
4)Съемка планов поселений требует овладения топографическими навыками. Простейшие топографические приемы изложены в разделе о поселениях.
Сбор этнографических коллекций. Никакие описание, фотография или рисунок не в состоянии заменить собой саму вещь, предмет. Особенно важно собирать те предметы народной культуры, которые выходят или уже вышли из массового употребления. Современная эпоха с ее развитыми экономическими связями и массовым промышленным производством предметов быта характерна в частности тем, что многие особенности местной культуры, сохранявшиеся до того, столетиями, быстро исчезают без следа. Этнографы и вообще все научные работники, изучающие народную культуру, обязаны собрать и сохранить в музеях все, что возможно, чтобы нашим потомкам не пришлось производить археологические раскопки для получения необходимых сведений о XX в. как это приходится делать сейчас при изучении древних периодов нашей истории.
Сбор этнографических коллекций нельзя вести бессистемно. Главная задача при собирании коллекций - выделить наиболее типичные элементы культуры, характерные для данного населения и определенного периода его жизни. При сборах стремятся не столько к приобретению каких-то "выдающихся", уникальных экспонатов, сколько к систематиче-

-32-


скому подбору наиболее типичных вещей. В наших музеях достаточно вещей красивых, богато орнаментированных и украшенных, вещей редких в быту народа, но часто нет самых простых обыденных предметов быта и культуры, характерных для повседневной жизни людей. Подобные коллекции создают неправильное, приукрашенное, а значит и ложное представление о прошлом. Итак, первое требование к этнографической коллекции - требование типичности собираемых экспонатов.
Определяя типичность тех или иных вещей, следует иметь в виду и изменчивость культуры во времени. То, что типично для одного, исторического периода, становится нетипичным для другого. Поэтому, если возможно, стараются выделить разные "пласты", комплексы предметов, типичные для каждого периода.
Сбор коллекций, конечно, зависит от того, что есть в наличии у местного населения, и от того, что возможно приобрести: далеко не все соглашаются уступить собирателям свои вещи. Но этнограф обязан всячески стремиться к тому, чтобы в его коллекциях были представлены не отдельные экспонаты из разных районов, разных эпох, характеризующие разные области культуры, а комплексы, вещей.
Комплекс вещей - такое собрание предметов, которое наиболее полно отражает определенный раздел народной культуры, определенную сторону жизни населения. Такие комплексы могут быть широкими или узкими. Так, можно собирать все, что относится к хозяйству населения данного района - орудия обработки почвы, образцы культивируемых растений, орудия охоты и рыболовства, приспособления. для собирательства и т. д. и т. п. Можно сузить задачу и собирать лишь вещи, характеризующие какую-нибудь одну отрасль хозяйства, например, рыболовство. Главное, чтобы сборы были как можно более полными, чтобы они отражали все виды работ данной отрасли и все стадии производственного процесса. При собирании коллекции одежды важно получить все элементы одежды, от головных уборов до обуви, одежду будничную и праздничную, летнюю и зимнюю.
Так как уже во время подготовки к экспедиции можно определить наиболее характерные элементы культуры, то рекомендуется заранее, еще до выезда экспедиции, составить примерный список вещей, которые следует приобрести во время полевой работы. В этот список в первую очередь включаются те вещи, которых пока. нет в музейных собраниях.
Собирая вещи, нужно стремиться к тому, чтобы они были из одного района, из одного поселения, самое лучшее, из одной семьи, от одного владельца. Ни в коем случае нельзя составлять смешанные комплексы и" разных по культурным особенностям мест. Сборные комплексы правомерны лишь в

-33-


том случае, когда твердо установлено, что они отражают действительное бытование подобных вещей в комплексе. Это устанавливается во время полевой работы по опросам и другим данным.
Собирая вещи, этнограф обязан составить к каждой вещи; к каждому экспонату и к комплексу в. целом подробное описание, "легенду". В этой легенде указывается: 1) .место при- обретения вещи и дата приобретения; 2) полное имя владельца вещи; 3) имя, возраст и место жительства тех, кто пользовался этими вещами; 4) имя, возраст (или дату изготовления вещи) и место жительства тех, кто делал эту вещь? 5) название вещи местное и общепринятое; 6) назначение вещи и способ ее употребления (возможно подробнее); 7) краткое описание вещи с указанием ее особенностей и характерных признаков (чтобы не спутать с другими, подобными экспонатами). Такая легенда должна быть собрана и записана со всеми возможными подробностями. Она служит основанием для составления музейного паспорта вещи. Без такого паспорта невозможно научное использование коллекции, какие бы ценные экспонаты она не содержала.
Для фиксации собираемых коллекций в экспедиции заводят особую тетрадь или выделяют страницы в дневнике, полевой тетради. Каждая вновь приобретенная вещь записывается в порядке приобретения под отдельным номером. На самом экспонате укрепляется этот же номер или талон-бирка с указанием основных данных легенды. Вещи, входящие в один комплекс и приобретенные у одного владельца, записываются под одним номером, но с введением внутренней нумерации для каждого экспоната комплекса. Собранные экспонаты при первой возможности отправляют к месту их хранения (в музей, научное учреждение), приложив выписки из материалов экспедиции, содержащие легенды данных вещей и всевозможные сведения об их бытовании.
Далеко не всегда работникам экспедиции удается приобрести интересные экспонаты. По разным причинам (из-за нежелания владельцев уступить вещь, нехватки средств на приобретение, трудностей транспортировки и т. п.) многие возможные экспонаты остаются на месте. В таком случае необходимо записать, точное местонахождение вещи, имя владельца и передать эти сведения в местный музей или краеведческую организацию для взятия на учет.
Любая, этнографическая экспедиция может и должна вести работу по сбору коллекций. Для этого не обязательно иметь специальные средства. Многое можно получить в дар. Всегда легко получить образцы растений, "полуфабрикатов" (т.е. изделий в различных стадиях обработки) и т.п. Все это намного обогатит полевые материалы экспедиции.

-34-

| << назад | аннотация | оглавление | далее>> |

к началу страницы
 
   
Опубликовано на сайте «Этнография народов России. Раздел "Публикации по этнографии".»  -

   


© 2001 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova